Саратовские новости
Саратовский криминал

Повинную голову меч не сечет?

2 декабря 2001г.

История, которая приключилась с автором этих строк, кажется совершенно невероятной. Если бы мне рассказали о таком в милиции, я бы посчитал, что надо мной шутят, — возможно ли, чтобы преступники раскаялись? Выходит, да. Тот район Саратова, где расположен мой дом, не считается особо опасным в криминальном плане. Нет, разнокалиберного хулиганья здесь водится немало, но по улицам можно ходить спокойно, даже в темное время. Относительно безопасен и родной подъезд: молодежь частенько собирается по вечерам, курит, выпивает, но местных никогда не трогает. Так было всегда, но сейчас…

Поднимаюсь на лифте на восьмой этаж. На ярко освещенной лестничной клетке три парня, очень похожих на шпану. Мгновенье — один бритоголовый товарищ блокирует дверь тамбура, другой — путь к лестничному маршу, третий отходит к лестнице и стоит «на стреме».

— Стой! Есть деньги? Давай сюда!

Признаться, от такой наглости растерялся бы любой человек. На принятие решения — считанные секунды. В кармане плаща — газовый «ствол». Но чтобы вытащить его, снять с предохранителя, взвести курок и выстрелить нужно время, а его-то как раз и нет. Кроме того, стрелять в подъезде опасно: «под газовую атаку» легко может попасть и стрелок… Ладно, играть в героя не будем.
— Деньги есть, правда, немного. Берите.
Злоумышленники опорожняют кошелек и… отдают его владельцу.
— Часы твои нам понравились. Пожалуй, возьмем их.
Наглость «отморозков» превысила все пределы, но приходится подчиниться.
— А в сумке что? — налетчики внимательно изучают содержимое сумки и… ничего не берут! — Может, пригласишь нас к себе в гости?
Нет уж, квартиру обчистить я вам не позволю, мелькает в голове. Но соотношение сил не в мою пользу. Значит, единственный способ действия — переговоры.
— Сейчас уже поздно для визитов. Да и родители будут не в восторге. Как бы отец не выставил нас всех — он крут во гневе. Особенно, когда выпьет.
— И то верно. Может, с нами пойдешь, выпьем?
— Нет, ребята, я устал. Завтра — рано на работу. Да и вы не ищите лишних приключений. Получили, что хотели, так что еще вам надо?
— Ладно, мы пошли. Эх, выкурили твои сигареты. Нехорошо получилось… — Парень в кепке обращается к своему приятелю, — угости пацана сигаретами!
Второй налетчик покорно достает пачку и… отсыпает чуть не половину!
Налетчики исчезают. Отыскать их не удается. Видавшие виды оперативники удивленно выслушивают мой рассказ.
— Очень странный почерк. Местная шпана действует совершенно по-другому. Нападет где-нибудь на темной улице, даст по башке, заберет сумку и кошелек — и бегом! А тут — совсем иное. Похоже, тебя ждали. Именно тебя.
— По-вашему, это — «заказ»?
— Скорее всего. Смотри сам — ты ведь журналист. Вполне мог кого-то зацепить своими публикациями. Вот обиженные люди и наняли шпану — не убивать тебя, от этого слишком много шума выйдет, а просто попугать. Смотри, что это за грабители, которые ограничиваются какой-то мелочью? В сумке что было? Диктофон, пейджер, зонтик, деньги, а они ничего не взяли. Более того, даже «забыли» обыскать карманы! Совершенно спокойно могли увести тебя с собой либо отнять ключи и ограбить квартиру, а ничего этого не сделали… Ну-ка посмотри эти фотографии — нет среди них твоих «знакомых»?
Тщательное изучение снимков ни к чему не привело: ночных «гостей» на фотографиях не было.
— Значит, «залетные». Поднялись на самый верх подъезда и стали ждать «клиента», прекрасно понимая, что жертва может и не появиться. Могли проторчать в подъезде до рассвета, — невесело усмехнулся опер. — Нет, сплошные нестыковки. Мы, конечно, будем искать их, но подумай: может, это — «заказ»?
Из милиции отправляюсь в редакцию. Просматриваю подшивки газеты. Никаких сенсационных разоблачений я не делал. В последнее время никого из «крутых» не «зацепил» в статьях. Да и, честно говоря, не являюсь таким уж знаменитым журналистом, чтобы меня «заказали». Все-таки Саратов — не «Бандитский Петербург».
За время работы удалось установить личные контакты со многими стражами порядка. Интересно, что мне скажут в неофициальной беседе?
— Опера правы: нападение больше похоже на спланированное. Но, возможно, твоя журналистская деятельность совершенно ни при чем. Подумай, может быть, личная месть? Ну, девушку увел у кого-нибудь или что-то в этом роде…
— Я подумаю, но мы в таком случае просто сменим одну загадку на другую…
Все три версии имели право на существование, но ни одна не звучала достаточно убедительно. Грабители-дилетанты? Сомнительно. «Наезд» на журналиста за обычные публикации? Вряд ли. Личная месть? Возможно, но должна быть сильная ненависть. А за мной как-то не водится «похищать» чужих подруг…
В течение нескольких дней стараюсь возвращаться домой засветло. Но не всегда удается. И вот в выходной оказываюсь у подъезда, когда на землю опускается тьма.
Из темноты выплывают знакомые фигуры. Одна из них медленно приближается. Моя рука опускается в карман. Щелчок — оружие готово к бою. Осталось вытащить и…
— Ты узнаешь меня? — негромко говорит налетчик и, останавливаясь, поднимает руки.
Стрелять? Нет, что-то не так в поведении «гангстера».
— Да, я узнал тебя. Может, поговорим без киношных трюков?
— Я именно за этим и пришел…
— Тогда, будь добр, ответь: на кого ты работаешь?
— С чего ты взял, что тебя «заказали»?
— Ни один налетчик дважды на одного человека не нападет. Тем более в одном и том же месте.
— Тебя никто не «заказывал» нам, и здесь я не за тем, чтобы напасть на тебя. Просто хочу извиниться. И отдать часы — бери, если хочешь… — налетчик протягивает деньги, часы и умолкает.
— Это хорошо, что вы осознали свою ошибку. Но, черт возьми, должна же быть причина нападения. Вы ведь трезвые, необкуренные — что тогда, что сейчас, а действовали очень странно…
— Завтра мы уходим в армию. «Откосить» не удалось никому. Что происходит в Чечне, тебе рассказывать не надо. Да и «дедовщину» пока никто не отменял.
— Хочешь сказать, что это был срыв, помрачение рассудка, вызванное стрессом?
— Можно сказать и так. Все было, как не со мной… Я, конечно, мог отсидеться до призыва, милиция не нашла бы, а после и искать не стали…
— Совесть замучила?
— Может и так…
— Идите на службу, ребята. Больше не играйте в «крутых парней». Сегодня я вас не видел…
Темные фигуры бесследно исчезают в ночи. Правильно ли я поступаю, отпуская их? С одной стороны, злодеяние было совершено. А с другой — налетчики искренне раскаялись, возместили ущерб. Повинную голову меч не сечет, тем более что, возможно, свою голову им придется подставить под пули боевиков.
Хэппи-энд в нашей действительности бывает редко. Но даже счастливое завершение «истории с нападением» не позволяет избавиться от тревоги: мир сходит с ума. Бывший морпех «слетает с катушек» и устраивает бойню в поселке Сокол. Трое вполне законопослушных парней совершают налет. Не ведают, что творят. И как остановить этот вал безумных, бессмысленных злодеяний? Вопрос без ответа…

Владимир АРОНОВ

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...